1 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Паспорт Программы 3 Информационная справка об образовательном учреждении 7 Пояснительная записка 9 Модуль I. Аналитическо-прогностическое обоснование Программы развития 12 Модуль II. Концептуальные основы развития дошкольного учреждения Модуль III. Основные этапы реализации Программы развития 24 Модуль IV. План действий по реализации Программы развития 27 26 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование программы Основание для разработки Программа развития МАДОУ Детский сад № 9 на 2024-2029 годы Нормативная база: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ); Национальный проект «Образование» на 20192024 гг. (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16); Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н); Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 3 18.10.2013 г. № 544н); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022); Цель программы Задачи программы Сроки реализации программы Этапы реализации Осуществление управленческих, методических и педагогических действий, направленных на повышение качества и эффективности образования в МАДОУ Детский сад № 9 с учетом запросов личности, общества и государства. 1. Создание развивающей предметнопространственной среды, способствующей развитию индивидуальных способностей и интересов каждого воспитанника. 2. Обеспечение условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования. 3. Расширение и реализация дополнительных образовательных услуг дошкольного образования. 4. Активно вовлекать родителей в процесс развития дошкольного учреждения для воспитания успешной личности ребенка, сознательного гражданина. 5. Продолжить сетевое взаимодействие с образовательными, культурно-досуговыми организациями и другими социальными партнерами по развитию и образованию детей. 2024 - 2029 гг. 1-й этап: 4 программы организационной-подготовительный 20242025 г.г. - проведение внутренней системы оценки качества образования, определение условий для реализации и начало выполнения Программы развития; - разработка планов работы или проектов под каждую задачу Программы развития. 2 -й этап: практический 2025- 2029 г.г - работа по преобразованию существующей системы; работа МАДОУ в режиме проектной деятельности; - апробация преобразований, внедрение их в работу МАДОУ; - индикативные показатели реализации Программы развития 3 -й этап: итоговый 2029 г. - Внутренняя система оценки качества образования, эффективность реализации Программы развития; - аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в МАДОУ; - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы развития; - выявление новых точек роста, направлений развития. Перечень основных целевых показателей Программы - соответствие развивающей предметнопространственной среды ДОУ современным требованиям, интересам воспитанников, удовлетворяет их индивидуальные образовательные потребности; - повышение педагогической мобильности, уровня профессиональной компетентности педагогического состава, - расширение спектра дополнительных образовательных услуг дошкольного образования; - увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам; - удовлетворенность качеством оказываемых 5 дополнительных услуг родителями воспитанников (законными представителями) Возможные риски Объёмы и источники финансирования программы - Педагогический уровень аналитических и прогностических умений педагогов ДОУ; Недостаточное количество педагогов дополнительного образования для увеличения спектра программ в соответствии с запросом родителей (законных представителей) - Средства субсидии на муниципальное задание - Целевые субсидии - Средства от приносящей доход деятельности Ожидаемые конечные результаты реализации программы Будут созданы необходимые условия для реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом федеральных образовательных программ, а также для реализации дополнительных общеобразовательных программ (психологопедагогические условия; кадровые условия; материально-технические условия; финансовые условия; развивающая предметнопространственная среда) Открытость программы Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде дошкольной образовательной организации Контроль реализации Программы развития ДОУ осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы развития. Отчетная дата – май каждого года. 6 Информационная справка об образовательном учреждении. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 комбинированного вида города Красноуральск создано в 2012 году, в 2014 году путем реорганизации присоединилось здание МАДОУ Детский сад № 11. Полное наименование Учреждения: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 комбинированного вида Сокращенное наименование Учреждения: МАДОУ Детский сад № 9 Место нахождения Учреждения: Юридический адрес: 624335, Свердловская обл. г. Красноуральск, улица Ленина,67. Фактический адрес: 624335, Свердловская обл. г. Красноуральск, улица Ленина,67 и ул. Устинов,102 Адрес электронной почты: detsad9krur@mail.ru Адрес сайта: https://9kru.tvoysadik.ru/ Режим работы: понедельник-пятница с 07.00 до 19.00. Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. Учредитель: администрация г.о. Красноуральск Заведующий МАДОУ Детский сад № 9 Комар Наталья Евгеньевна. Детский сад посещают 228 воспитанников в возрасте от 1,6 до 7 лет. В Детском саду сформировано 16 групп, из них общеразвивающей направленности 13 групп. 7 Из них: Группа Коли чество раннего 2 Группа возраста 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа подготовительная к школе группа Количес тво детей 33 1 2 3 2 3 20 37 45 27 47 2 группы компенсирующей направленности: Группа К Количество оличес детей тво для 1 13 старшая группа детей с ТНР (ОНР) средняя группа для детей с ТНР (ОНР) 1 3 1 группа комбинированного вида: Группа Подготовительная группа (ОВЗ) К Количество оличес детей тво 1 3 8 Пояснительная записка Необходимость разработки Программы развития МАДОУ Детский сад № 9 на период 2024 – 2029 годы обусловлена важностью целей развития образования. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребенок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребенка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса. Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену - дошкольному образованию. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Данная проблема находит решение в концепции модернизации российского образования. Для реализации цели модернизации образования (создание механизма устойчивого развития образовательной системы) выдвинуты приоритетные задачи: достижение нового современного качества дошкольного образования; - обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования; - повышения социального статуса и профессионализма работников образования; - повышение роли всех участников образовательных отношений – воспитанника, педагога, родителя и других сотрудников образовательного учреждения. Проблема поиска путей обеспечения качества образования, непосредственно затрагивает и систему дошкольного образования. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Современное дошкольное образовательное учреждение – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, 9 профессиональной работы педагогов отвечающий самым современным требованиям. В настоящее время выбор направлений дошкольного учреждения и следование им зависит от каждого члена коллектива. В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь он является главным действующим лицом педагогического процесса. Педагог должен приобретать новые знания, получать больше информации, больше решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения, иметь соответствующую категорию. Внедрение Программы развития МАДОУ Детский сад № 9 способствует взаимодействию детей дошкольного возраста с окружающим миром в соответствии с их запросами и потребностями, удовлетворению социального заказа родителей, требованиям ФГОС ДО и, в целом, соответствует заказу государства. Качественные характеристики Программы развития Актуальность – Программа развития ориентирована на решение наиболее значимых проблем для системы образования ДОУ. Прогностичность - данная Программа развития отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному образовательному учреждению. Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы намечается соответствие Программы развития изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться. Рациональность – Программой развития определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты. Реалистичность – Программа развития призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижения. Целостность - наличие в Программе развития всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели. Контролируемость – в Программе развития определены цель, конечные и промежуточные задачи, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ. Нормативно-правовая адекватность – соотнесение задач Программы развития и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней. Основное предназначение Программы развития: - определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности в новых условиях, и факторов, представляющих большие возможности и достижения поставленных целей развития; 10 - определение направлений и содержания инновационной деятельности ДОУ, ее управленческого содержания; - формирование сбалансированного ресурсного (нормативноправового, научно-методического, кадрового, коммуникативного) обеспечения; - обеспечение условий для непрерывного повышения педагогической мобильности всех субъектов образовательных отношений; - организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования. 11 Модуль 1 Аналитическо-прогностическое обоснование Программы развития 1.1. Анализ потенциала развития ДОУ МАДОУ Детский сад № 9 реализует отечественную педагогическую систему, ведет образовательную политику в соответствии с законодательными и нормативными актами: Федеральным законом № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательный процесс регламентируется образовательной программой учреждения. В основную общеобразовательную программу – образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы. Образовательная деятельность в группах строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом примерной ООП ДО, на основе учебнометодического комплекта программы от «Рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий. В группе для детей с нарушениями речевого развития помимо адаптированной общеобразовательной программы, реализуются программы и технологии коррекционно-образовательной направленности: «Программа коррекционного воспитания и обучения детей ОНР» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), «Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи» (автор Н. В. Нищева). Коррекционную работу в ДОУ проводят учителя-логопеды, педагоги-психологи, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители. В группе для детей ОВЗ реализуется Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС), разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад №9, комплексная программа Е.А. Екжанова, практические рекомендации по организации коррекционноразвивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии «Особый ребенок в детском саду» Н.В. Верещагина, рабочая программа педагогов. Коррекционную работу в ДОУ проводят учителя-логопеды, педагоги-психологи, инструктора по физкультуре, музыкальные руководители. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим образовательным областям (направлениям развития): социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, 12 физическое и реализуется в различных формах организации образовательной деятельности. В образовательном учреждении 2 здания. В групповых помещениях установлена мебель, отвечающая всем современным требованиям. Развивающая среда групп работает на индивидуализацию каждого ребенка и позволяет создать поле для самостоятельности и воображения детей, т.е. среда современная, мобильная, эстетичная соответствует ФГОС ДО. Проблемные поля: - Дети ОВЗ зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. - недостаточность необходимой методической литературы коррекционного вида. - родители перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. - родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями. - Анализ состояния территории детского сада показывает, что развивающая среда прогулочных участков не дает возможность в полной мере развиваться ребенку, необходимо обновление развивающей среды соответствующей всем нормативным требованиям, что требует огромных финансовых затрат. Перспективы развития: - проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ - Модернизация развивающей среды территории детского сада, обеспечивающая реализацию образовательных задач и отвечающая всем нормативным требованиям. - Развитие системы дополнительного образования, методическая помощь педагогам в выявлении и организации индивидуализации образовательного процесса. - Обучение педагогов в работе с цифровыми электронными ресурсами, созданием блогов, электронных дидактических материалов. Возможные риски: - Недостаточность средств у ДОУ на реализацию плана по модернизации территории детского сада. - Низкая мотивация педагогов к освоению работы с электронными цифровыми ресурсами. 13 1.2. Анализ управляющей системы Управленческая деятельность осуществляется посредством административно-функционального (заведующий, заместители заведующего), общественного (Наблюдательный совет) и коллегиальнопрофессионального (общее собрание работников ДОУ, Педагогический совет) управления. В ДОУ практикуются материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было выявлено, что в нем существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Перспективы развития: - формирование у родителей устойчивой мотивации к активному взаимодействию с сотрудниками ДОУ, социальными партнерами ДОУ, информированность всех участников образовательных отношений. Возможные риски: - Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации Программы развития 1.3. Анализ ресурсных возможностей В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись: кадровые, методические, информационно-коммуникативные, материальнотехнические ресурсы. 1.3.1 Кадровые ресурсы: Актуальное состояние: Детский сад укомплектован педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию - 35 педагогов, из них: старший воспитатель – 1; воспитатели - 25; учитель-логопед - 2; музыкальный руководитель – 3; педагог-психолог - 2; инструктор по физической культуре –2. Образование: Аттестация: Стаж работы высшее педагогическое – 14 чел.; среднее профессиональное 21 чел. Высшая категория – 7 чел; 1 квалификационная категория - 16 чел; соответствие занимаемой должности – 4 чел; До 5 лет –5 чел. До 10 лет – 7 чел. До 20 лет – 11 чел. До 30 лет – 9 чел. Свыше 30 лет –3 чел. 14 без категории –8 чел.( стаж работы менее 2-х лет). Основной кадровый состав педагогов организации со стажем работы от 5 до 10 лет и от 10 до 15 лет, которые являются инициаторами инноваций в детском саду. Педагогический коллектив отличается наличием в нем ценностно-ориентированного единства, сплоченности, организованности, взаимопонимания, сработанности, что является важнейшим условием достижения положительных результатов деятельности дошкольного учреждения. Все педагогические работники своевременно проходят курсы повышения квалификации. Педагоги участвуют в заседаниях Педагогического совета ДОУ по актуальным для учреждения проблемам, принимают участие в работе творческих групп, методических объединений, в работе различных объединений на уровне организации, на уровне города. Педагоги обобщают и транслируют свой опыт, на конкурсах профессионального мастерства, ГМО, педагогических чтениях, в рамках разработки и реализации педагогических и социально-культурных проектов. В последние годы ряд педагогов повысили свою квалификацию в рамках прохождения процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Результатом можно считать успешное представление ДОУ на профессиональных конкурсах городского уровня: - Кондрашова Н.А., воспитатель, участник городского конкурса «Воспитатель года-2021»; - Калинина А.Р.- муз. руководитель, участник городского конкурса «Воспитатель года-2021»; - Назарова К.Р., воспитатель, участник городского конкурса «Воспитатель года-2022»; - Корюкина Л.А., воспитатель, победитель городского конкурса «Воспитатель года-2024» (2 место). На сегодняшний день педагогам выдвигается новое требование, об обеспечении непрерывного образования детей по средствам ИКТ. В период нахождения ребенка дома по состоянию здоровья необходимо создать траекторию роста. В связи с поставленной задачей перед ДОУ, необходимо создать условия для образования и самообразования, ввести формы работы по ИКТ компетентности педагогов. Уровень освоения педагогами ИКТ компетентности: - 55 % педагогов владеют ИКТ, по форме «обывателей» напечатать документ, создать презентацию; 15 - 30% педагогов, имеющих статус «продвинуты» умеют пользоваться компьютером и техникой в свободной форме, работают на интерактивной доске; - 15% педагогов имеют статус «ас» работают на всех видах технических устройств, создают интерактивные дидактические материалы и готовы к более сложным задачам по освоению информационных программ. Проблемное поле: В «Профессиональном стандарте» педагога, вступившим в действие с 1 января 2020 года, указано, что «педагог - ключевая фигура реформирования образования». Характеристиками деятельности профессионала-педагога, в соответствии со Стандартом, являются: «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений». Стандарт призван содействовать вовлечению педагогов в решении задачи повышения качества образования, обеспечить координированный рост свободы выбора и ответственности педагога за результаты труда и мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Успешность педагога в современном обществе определяется в первую очередь способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными на чутком восприятии перемен и эффективной адаптации к ним. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, смело использовать нововведения, делая их главным механизмом в работе с дошкольниками. Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного учреждения становится необходимым условием, обеспечивающим ему возможность быстро адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности. Насущность поиска способов формирования профессиональной мобильности у воспитателей дошкольного учреждения делает проблему одной из значимых. Необходимо исследовать проблемы, возникающие при изучении профессиональной мобильности педагогов, которые связаны с конкретизацией научного представления о профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, с определением педагогических условий, влияющих на становление профессиональной мобильности воспитателей, с разработкой условий ее реализации, с определением его содержания, форм и методов, обеспечивающих развитие ее компонентов, и ряд других. Перспективы развития: Формирование профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 16 - становления мотивационной сферы, способствующей эффективному развитию у педагога ДОУ профессионального интереса к собственному самообразованию; - наличия у педагога дошкольного образования индивидуальной траектории профессионального развития; - использования активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации. Возможные риски: Низкая педагогическая мобильность в условиях быстрой модернизации образования. Профессиональное выгорание педагога. Игнорирование требований Профессионального стандарта. 1.3.2. Методические ресурсы Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию. За последнее десятилетие в России произошли преобразования в системе образования. Принятие «Закона об образовании Российской Федерации», издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; принятие «Профессионального стандарта педагога, способствовало выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству дошкольного образования, а так же к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать. Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многосторонняя и требует совокупности определенных знаний, умений, навыков и качеств, которые в современной педагогической литературе обозначаются таким понятием как «профессиональная компетентность». Проблемное поле: В условиях модернизации образовательного процесса востребована высокая педагогическая мобильность, т.е. возможность ориентироваться в педагогической ситуации и активно, гибко, творчески решать педагогические задачи. Овладение ИКТ компетентностью стоит во главе угла в современном мире. Проблемным полем является, информационная компетентность педагога и определяется как способность и готовность организовать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. 17 Перспективы развития: Современные условия ставят перед администрацией дошкольных образовательных организаций новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, требования современного общества, государства к образованию в целом. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагога, как одного из главных ресурсов обеспечения повышения качества дошкольного образования. Решением данного вопроса может быть создание вариативной модели для повышения аналитических и прогностических умений и расширения возможностей непрерывного образования педагогов посредством цифрового образовательного пространства – сетевого ресурса. Возможные риски: Понижен уровень сформированности мотивационно-профессиональной компетентности педагогов. 1.3.3. Социальные ресурсы Субъекты Предмет взаимодействия взаимодействия МАУ Дворец спорта Участие в реализации общеобразовательных «Молодость» программ физического и личностного развития детей на основе преемственности. МАОУ СОШ № 8 Участие в реализации основной МАОУ СОШ № 6 общеобразовательной программы ДОО в части физического, интеллектуального и личностного развития ребенка на основе преемственности. МБУ Участие в реализации общеобразовательных Централизованная программ в части формирования читательской библиотечная система культуры детей, родителей, педагогов Дворец культуры Участие в реализации общеобразовательных «Металлург» программ культурологической направленности. ДЮЦ «Ровесник» Приобщение к национальной культуре Урала. Приобщение к здоровому образу жизни. Воспитание культуры поведения и общения Основы безопасности. Эстетическое воспитание МАУ «Детская школа Участие в реализации общеобразовательных искусств» программ культурологической направленности. Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая степень открытости образовательного учреждения, является важным механизмом повышения качества образования. 18 Мы понимаем качество реализации основной образовательной программы как меры соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам) личности, общества и государства в развернутом варианте степень соответствия: - целей и результатов воспитания современным социальным требованиям, обусловленным переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой, переходом от преимущественной ориентации на усвоение воспитанниками заданного объема образовательного материала к ориентации на развитие у детей способности к самостоятельному решению задач, проблем в различных сферах детской деятельности на основе использования освоенного социального опыта; - содержания воспитания его целям и возможностям всех детей; - условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и обеспечения психологического комфорта. В целях с пониманием качества образования, выделяются основные составляющие сотрудничества и партнерства со всеми социальными партнерами по реализации ООП: - переход от исключительно знаниевой парадигмы к компетентностной и личностно-развивающей; - приведение в соответствие содержания образования новым целям, сохранению накопленного положительного опыта (познавательного, социального и пр.) и дальнейшего его совершенствования; - разработка средств и методов экспертизы для оценки динамики продвижения детей, способствующих обеспечению жизненной успешности человека; - приведение в соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обеспечение психологического комфорта; - изменение системы межличностных отношений в направлении от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, педагогике развития. Обеспечение соответствия образовательных результатов социальным требованиям может быть достигнуто только в условиях постоянного взаимодействия образовательного учреждения с сообществом, т.е. в условиях открытости. Результатом открытости ДОУ для социума является: - соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, содержание образования его целям и возможностям всех воспитанников, условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и обеспечение психологического комфорта; - информационно-аналитическое обеспечение основано на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики в соответствии с социальным заказом; 19 - личностно-развивающая педагогическая технология; - воспитанники на этапе завершения дошкольного образования легко адаптируются к изменяющимся жизненным условиям, легко устанавливают коммуникации, мотивированы на дальнейшее саморазвитие и т.д.; - материально-технические условия позволяют вести образовательный процесс на более высоком уровне. 1.3.4 Информационно-коммуникационные ресурсы Актуальное состояние: В наше время образовательные учреждения имеют очень большую конкуренцию на рынке образовательных услуг. Конкуренция среди образовательных учреждений переместилась из физического пространства в виртуальную среду. В связи с развитием информационных технологий официальный сайт является неотъемлемой частью любого современного детского сада, а также хорошим средством информирования о деятельности и перспективах образовательного учреждения потенциальной аудитории. К ней можно отнести детей и их родителей, сотрудников детского сада, а также органы государственной власти. Современный брендинг детского сада требует использования все новых информационных технологий и эффективных маркетинговых стратегий продвижения детского сада на конкурентном рынке образовательных услуг. Электронное представительство образовательного учреждения требует большой технологической и маркетинговой работы. Федеральный закон «Об образовании в РФ», мониторинги Минобрнауки РФ, отечественные рейтинги ставят перед образовательными учреждениями задачу профессионального подхода к созданию качественного и эффективного сайта, соответствующего потребностям пользователей (представителей целевой аудитории детского сада). Сайт ДОУ отвечает всем нормативным требованиям регламентирующие работу сайта образовательного учреждения. Стараясь успевать за развитием информационно-коммуникационных технологий в современном динамично развивающемся мире образования, педагоги создают личные сайт - странички, родительские чаты для передачи информации родителям, педагогам, коллегам – всем тем, кому интересен мир дошкольного детства, тем, кто не равнодушен в вопросах воспитания детей. Проблемное поле: Низкий уровень участия педагогов в инновационных формах работ реализующих ИКТ компетентность. Перспективы развития: Последние изменения в мире диктуют создание сетевой платформы для организации и проведения различных активностей дистанционно (сетевых проектов и акций, дистанционных конкурсов, семинаров и тренингов, мастер-классов и викторин). Дистанционное взаимодействие – вариативная 20 востребованная форма образования, самообразования и развития педагогов, методической службы дошкольных образовательных организаций. 1.4. Материально-технические ресурсы Наша эпоха – эпоха активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, вызывая огромный интерес к современной технике, как у взрослых, так и у детей. Ребенок по своей природе – конструктор, изобретатель и исследователь. Эта особенность, заложенная природой, особенно быстро реализуется и совершенствуется в конструировании, как излюбленном детьми виде деятельности. Как показала практика дошкольного образования, детская игра и конструирование – это одни из ведущих и предпочитаемых дошкольниками видов деятельности. Однако, подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. На сегодняшний день одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, являются конструкторы LEGO. В МАДОУ созданы все условия для развития всех видов детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования созданы разные варианты создания развивающей предметно- пространственной среды, учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда в МАДОУ обеспечивает и гарантирует: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы ФГОС ДО, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их 21 развития; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей), в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (не допустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Развивающая предметнопространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметнопространственной среды также меняем, обновляем и пополняем. Как следствие, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Ежегодно РППС групп, прогулочных площадок модернизируют, пополняют педагогическими дидактическими разработками, вносят изменения и обновления в соответствии с тематическим планированием, что дает возможность создать развивающую среду, отталкиваясь от заказа всех участников образовательных отношений, т.е. современную, мобильную, эстетичную, соответствующую ФГОС ДО. Актуальное состояние: На территории МАДОУ оборудованы спортивно-игровые площадки, но 50% оборудования прогулочных площадок требует замены в связи со старением. При новых требованиях, предъявляемых ФГОС ДО для создания РППС, на уличных участках педагогами были разработаны выносные материалы для реализации всех видов деятельности. 22 В соответствии с современными требованиям необходимо не только обновления малых архитектурных форм, но и замена покрытия на современное, отвечающее всем требованиям. Образовательная среда в детском учреждении - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного развития детей. В дошкольном учреждении к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда, РППС среда занятий и др. Такая среда должна позволять ребёнку активно действовать в ней и развиваться в соответствии возрастных характеристикам. Проблемное поле: Уличное игровое и спортивное оборудование ДОУ износилось и требует частичной замены. Перспективы развития: Возможность пополнения материально-технической базы и РППС уличных участков в соответствии с ФГОС ДО, с учетом реализующихся программ, парциальных программ, реализуемых ДОУ, в том числе за счет включения родителей в управление образовательным процессом МАДОУ. Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концепцию развития дошкольного учреждения. 23 Модуль II. Концептуальные основы развития ДОУ Современному обществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди. Успешность рассматривается как владение набором умений (компетентностей), позволяющих адаптироваться к сложным условиям жизни. Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. Актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий. Цель, задачи развития ДОУ. Миссия ДОУ заключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности ДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам: – по отношению к детям и их родителям ДОУ обязуется обеспечить развитие индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении и жизни в современном обществе; – по отношению к педагогическому коллективу ДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации; – по отношению к системе образования заключается в расширении доступности инноваций дошкольного образования посредством проведения на базе ДОУ ГМО, публикации методических рекомендаций; – по отношению к обществу миссия состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов к развитию и реализации дошкольного образования, расширению ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы ДОУ. Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка- дошкольника в рамках развивающего образовательного пространства, является смыслом деятельности дошкольного образовательного учреждения. Осознавая значимость развития ребенка и его успешности в дальнейшей учебе и жизни в обществе, педагогический коллектив детского сада сформулировал стратегическую цель – осуществление системы управленческих, методических и педагогических действий, направленных на повышение качества и эффективность образования ДОУ с учетом запросов личности, общества и государства. В рамках сформулированной цели выделены задачи, определяющие содержание деятельности педагогического коллектива МАДОУ: 1) Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию индивидуальных способностей и интересов 24 каждого ребенка; 2) Обеспечение условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. 3) Расширение и реализация дополнительных образовательных услуг дошкольного образования в МАДОУ. 25 Модуль III. Основные этапы реализации Программы развития Название этапа, сроки I этап: Организационноподготовительный 2024 -2025 гг. Цели Анализ деятельности образовательного учреждения. Выявление приоритетов, подходов к решению проблем, заявленных Программой развития; обучение педагогических кадров и родителей, членов Педагогического коллектива актуальным формам в сфере образования. II этап: Практический 2028 гг. Развитие всех компонентов образовательной среды, обеспечивающих рефлексию и повышение субъектной позиции всех участников образовательных отношений. III этап: Итоговый 2029 год 2025- Мониторинг эффективности реализации Программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы. План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы МАДОУ. 26 Модуль IV План действий по реализации Программы развития I этап: Организационно-подготовительный Цель: Анализ деятельности образовательного учреждения. Выявление приоритетов, подходов к решению проблем, заявленных Программой; обучение п едагогических кадров и родителей, членов Педагогического коллектива актуальным формам в сфере образования. Проектная группа Обучение коллектива по вопросу организации образовательной среды на прогулочных площадках Семинары, вебинары, конкурсы Совершенствован ие механизмов управления качеством образования Расширить спектр дополнительных образовательных услуг Мониторинг запросов родителей (законных представителей) Анкетирование родителей Соотношение запросов родителей с возможностями детского сада Реализовать сетевой проект для повышения уровня профессиональ ной компетентност и педагога Организация постояннодействующих рабочих и творческих групп по реализации задач Программы, направленных на реализацию новых подходов к достижению качества, обеспечение развития содержания образования Повышение качества образовательных услуг, рост педагогической мобильности всех субъектов образовательного процесса, создание банка передового педагогического опыта Сроки Май 2024 г. Составление плана модернизации территории МАДОУ Совершенствовать инфраструктуру ДОУ, обеспечивающую реализацию образовательных целей и соответствую нормативным требованиям к организации уличного пространства ДОУ Ожидаемый результат Нормативноправовая и методическая готовность коллектива к модернизации инфраструктуры ДОУ. Ответственн ый Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Старший воспитатель Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Педагоги Сентябрь - Декабрь 2024 г. – май октябрь 2024 2025 г. Форма мероприятия Работа с документами Сентябрь 2024 г.- октябрь 2025 г. Содержание деятельности Анализ нормативных документов регламентирующих организацию РППС на участках. Направления 27 Сентябрь 2024 г. - май 2028 г. Сентябрь 2024 г. - май 2028 г. Сентябрь 2024 г. - май 2028 г. II ЭТАП: Практический Цель: Развитие всех компонентов образовательной среды, обеспечивающих рефлексию и повышение субъектной позиции всех участников образовательных отношений. Совершенствовать Проектирование Семинары, Соответствие Заведующий инфраструктуру образовательной консультации образовательной Заместитель МАДОУ, среды на основании ГМО среды уличных заведующего обеспечивающую современных участков по ВМР реализацию требований. требованиям Старший образовательных государственной воспитатель целей и политики в сфере соответствующую образования, нормативным запросом всех требованиям к участников организации образовательных уличного отношений с пространства учетом ДОО возможностей МАДОУ Взаимодействие с План Повышение Заведующий социальными мероприятий с субъектной Заместитель партнерами. назначением позиции заведующего ответственных Увеличение по ВМР лиц за его социальных связей Старший исполнением путём воспитатель Совещания непрерывной Педагогические работы с советы социальными Консультации партнёрами, Собрания проведения Индивидуальные совместных встречи с мероприятий с родителями социальными партнерами, родителями Расширить Введение и Программы Удовлетворение Заведующий спектр и реализация дополнительного запросов всех Заместитель увеличить объем дополнительных образования по участников заведующего дополнительных образовательных всем образовательных по ВМР образовательных услуг направлениям отношений Старший услуг в ДОУ деятельности воспитатель Разработка Творческая Карта Заведующий инструментария по группа образовательных Заместитель оценке результата достижений детей заведующего образовательных Соответствие по ВМР достижений требованиям Старший воспитанников Закона об воспитатель посещающих образовании дополнительные образовательные услуги 28 Декабрь 2028 – апрель 2029 III ЭТАП: Итоговый Цель: Мониторинг эффективности реализации Программы, аналитическая оценка Качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы. Проведение 1. Системный Консультации Выявление Заведующий внутреннего и мониторинг Заместитель сильных и слабых внешнего заведующего образовательного сторон мониторинга по ВМР процесса деятельности деятельности каждого педагога Педагоги МАДОУ Банк оценочного инструментария Программа управления качеством образования в ДОУ Май ежегодно Декабрь 2028 г. - Май 2029 г. Проектная группа 3. Презентация достижений в оценивании качества образования в условиях ДОУ Прогнозирование дальнейшего развития ДОУ 1. Корректировка отдельных направлений программы развития. Педагогический совет 2.Разработка стратегии дальнейшего развития ДОУ Проектная, творческая группа Рекомендации по решению выявленных проблем, оптимизация деятельности План мероприятий по дальнейшему развитию Программа стратегического развития ДОУ на 2024-2029 гг. Сентябрь 2028-май 2029 г. 2. Создание механизма внедрения новой контрольнооценочной системы в практику деятельности ДОУ Рабочая группа Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Педагоги Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Педагоги Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Педагоги Рабочая группа ПPOEКT «Здоровый дошкольник» Цель: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников. Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. Задачи: - Организовать психолого-педагогическое, медицинское сопровождение воспитанников (деятельность МАДОУ). 29 - Создание условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья дошкольников. - Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья. - Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей. - Применение в работе форм эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного воспитания. Прогнозируемые результаты: • повышение качества воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию • реализация здоровье сберегающих образовательных технологий • обогащение предметно-развивающей среды для организации двигательной активности, в том числе и на прогулочных участках • стабилизация показателей уровня здоровья и физического развития детей •активное участие родителей в совместных спортивных мероприятиях ПPOEКT «Социальное представителями)» партнерство с родителями (законными Цель: апробировать разработанный механизм сотрудничества детского сада с родителями в контексте основных инновационных проектов программы развития. Задачи: - Повысить психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательных отношений в вопросах воспитания, образования и развития детей; - Установить партнерские отношения педагогов ДОО родителями (законными представителями) воспитанников. - Создать единое социально - образовательное пространство ДОУ; - Развивать возможности сетевого взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. Прогнозируемые результаты: - Расширены социально-педагогические и образовательные возможности детского сада; - Реализуется План взаимодействия с родителями. ПРОЕКТ «Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ» 30 Цель: создание организационно-управленческого механизма, обеспечивающего эффективное управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ в ДОУ. Задачи: - Создать совокупность условий, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ: - Кадровые условия; - Психолого-педагогические условия; - Финансовые условия; - Материально-технические условия; - Информационно-образовательная среда; - Учебно-методическое и информационное обеспечение. Прогнозируемые результаты: - Расширение спектра дополнительных образовательных услуг. Ожидаемые результаты программы развития ДОУ: - Разработка концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития как единого информационно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса. Улучшение условий пребывания детей в детском саду в соответствии с современными нормами и требованиями (безопасные и комфортные условия пребывания детей в ДОУ, обогащение предметноразвивающей среды). - Рост профессиональной компетентности педагогов, образовательных творческих достижений всех субъектов образовательного процесса. - Усовершенствование и активная реализация плана взаимодействия ДОУ с семьей - Функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся среды, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности. Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. - Обновление содержания и технологий работы с детьми. - Общая и специальная готовность детей к обучению в школе. - Смотивированность родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников. - Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что Программа развития МАДОУ Детский сад №9 является механизмом обеспечения конкурентоспособности ДОО, который позволяет вывести дошкольную 31 образовательную организацию на качественно новый уровень развития с учетом имеющихся уникальных традиций и достигнутыми результатами по реализации вышеизложенных проектов. 32