Дополнительная общеразвивающая программа "Коррекционная работа с детьми с нарушением речи"

1.

Комплекс основных характеристик

2

1.1
1.2
1.3

Пояснительная записка
Цель и задачи общеобразовательной программы
Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста с нарушением речи

3
4
6

1.4
1.4.1

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

17
22

1.4.2

Содержание учебно (тематического) плана

24

1.5
2.

Планируемые результаты
Комплекс органзационо-педагогических условий.

46
48

3.

Оценочный материал

54

1.1.

Пояснительная записка

Направленность
Данная программа направлена на коррекцию речевых нарушений у
детей 3-7 лет.
Актуальность
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является
одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии
актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции
нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с
одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с
нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного
этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым
нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает
актуальность Программы и необходимость ее внедрения в практику
образования.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений
общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной
психологии, условий, в которых находится данное дошкольное учреждение.
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой
деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей
семантический, синтаксический, лексический, морфологический и
фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный
пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей,
коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактику
вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на
основе следующих нормативных документов:
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской
 Федерации от 04.09.2014г.№ 1726-р) (далее Концепция развития
дополнительного образования детей).

 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30.11.2016 № 11) (далее –Федеральный приоритетный
проект).
 Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018№ 162-д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Федеральный Закон от 29.12.2012г.№273-ФЭ№273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее-ФЗ №273).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам).
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014г.№41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
(далее-СанПиН).
 Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Устав
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения МАДОУ Детский сад№9

4

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений
общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной
психологии, условий, в которых находится данное дошкольное учреждение.
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой
деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей
семантический, синтаксический, лексический, морфологический и
фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный
пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей,
коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактику
вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности.
Программа адресована детям дошкольного возраста с речевыми
нарушениями.
Количество обучающихся в группе: один человек (индивидуально).
Режим занятий: 2-3 раза в неделю по часу.
Срок освоения 2-12 месяцев.
Формы обучения:индивидуальная
Виды занятий:коррекционо-развивающие занятия
Формы подведения результатов реализации дополнительной
общеобразовательной программы: диагностика.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель- речевое развитие, создание психолого-педагогических условий
для успешной адаптации к школе, сохранение психического, соматического,
здоровья детей 3- 7 лет.
Задачи программы:
Диагностические:
1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста в
начале и конце реализации программы;
Развивающие:
1. Развитие ВПФ у детей с речевой патологией;
2. Развитие коммуникативных навыков;
Коррекционные:
5

1. Формирование фонетически правильной речи;
2. Развитие общей и мелкой моторики;
3. Расслабление, снятие напряжения;
4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
5. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
6. Развитие пространственного гнозиса.

Образовательные:
1. Развитие творческих способностей;
2. Закрепление определенных знаний о себе и об окружающем
мире;
3. Развитие речевой активности, словарного запаса.
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста с нарушением речи.
Дети, поступающие в ДОУ, имеют различные речевые заключения
(ОНР) и группы здоровья.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития,
отражающие состояния всех компонентов языковой системы у детей с ОНР
(ФиличеваТ.Б.)
У детей с первым уровнем речевого развития отмечается отсутствие
общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи
выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого
подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.
Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой
речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя
говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации.|
Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания —
звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные
слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило,
используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий.
Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств
родного языка является характерной особенностью речи детей данного
уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов,
так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.
При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую
6

ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им
компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В
самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их
диффузность. Дети способны воспроизводить, в основном, одно -двусложные
слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям. Наряду с
отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания.
Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как
словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут
состоять из отдельных правильно произносимых двух-трех- сложных слов,
включающих звуки раннего и среднего онтогенеза; «контурных» слов из
двух- трех слогов; фрагментов слов-существительных и глаголов фрагментов
слов- прилагательных и других частей речи; звукоподражаний и
звукокомплексов.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность
детей возрастает. Отмечаются начатки общеупотребительной речи,
отличительной чертой которой является наличие двух-, трех -, а иногда даже
четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и
тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и
управления, так их и нарушать. В самостоятельной речи детей иногда
появляются простые предлоги или их лепетные; сложные предлоги
отсутствуют Недостаточность практического усвоения морфологической
системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени
сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к
грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов,
относительных и притяжательных прилагательных, существительных со
значением действующего. Наряду с указанными ошибками наблюдаются
существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий,
системы антонимов и синонимов. На данном уровне сохраняется
многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены,
имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д.
Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов,
обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей
животных и т.п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи
слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Связная
речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых
отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий
или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне
7

затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого.
Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать
содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении
объектов, действий с ними, без установления временных и причинноследственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и
значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные
нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников
малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их
звуконаполняемости.
Третий уровень речевого развитияхарактеризуется наличием у
детейразвернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития
лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование
простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или
перестановки главных и второстепенных членов.
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в
употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в
согласовании существительных с прилагательными и числительными в
косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя
языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и попрежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и
управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная
сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи
дети
употребляют
простые
уменьшительно-ласкательные
формы
существительных,
отдельных
притяжательных
и
относительных
прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.
д.,
соответствующие
наиболее
продуктивным
и
частотным
словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще
достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного
объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются
при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой
практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования
словоизменением или вообще отказываются от преобразования слова,
заменяя его ситуативным высказыванием. В случаях, когда дети все-таки
прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют
8

специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе
производящей основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов,
грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова, стремление
к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичным
проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности
переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление
обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением,
незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового
общения: частей тела, животных, наименований профессий и действий,
связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных,
птиц, рыб, насекомых. Отмечается тенденция к множественным лексическим
заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства,
замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения,
замены в рамках одного ассоциативного поля.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи
отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная
сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в
монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания
развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными
особенностями связной речи являются нарушение связности и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов
сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение
временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные
специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной
речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и
второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с
невозможностью четкого построения целостной композиции текста.
Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие
используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или
о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие,
малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или
переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги
простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри
фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в
воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости:
9

персеверации («неневик» — снеговик, «хихиист» — хоккеист), антиципации
(«астобус» — автобус), добавление лишних звуков («мендведь» — медведь),
усечение слогов («мисанел» — милиционер, «ваправот» — водопровод),
перестановка слогов («вокрик» — коврик, «восолики» — волосики),
добавление слогов или слогообразующей гласной («корабыль» — корабль,
«тырава» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью
артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с
трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и
конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный
звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и
т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не
выполняют.
Дизартрия встречается часто как речевое нарушение у детей
дошкольного возраста.
Дизартрия – речевая патологи, проявляющаяся в расстройствах
фонетического и просодического компонентов речевой функциональной
системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического
поражения головного мозга.
Дети с дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных
движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках,
плохо подражают при имитации движений как идет солдат, как летит птица,
как режут хлеб, особенно заметна моторная несостоятельность на
физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе ритме,
движений, а также при переключаемости движении. Дети с дизартрией
поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут
застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо
держат карандаш, руки напряжены. Особенно заметна моторная неловкость
рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации
прослеживаются еще трудности пространственного расположения элементов.
Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнить
движения по подражанию, например, «Замок»-сложить кисти вместе,
переплетая пальцы; «Колечки» -поочередно соединить с большим пальцем
указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения
пальцевой гимнастики.
У детей с дизартрией выявляются патологические особенности в
артикуляционном аппарате. Лицо у таких детей гипомимично,мышцы при
10

пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, так как
нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости
жевательной мускулатуры; губы вялые углы их опущены. Отмечается также
спастичность мышц органов артикуляции: лицо амимично, мышцы лица при
пальпации твердые,напряженные. Губы у такого ребенка постоянно
находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам.Во время речи
губы не принимают участия в артикуляции звуков. Многие дети, у которых
отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционные
упражнения «трубочка».
При анализе качества выполнения движений артикуляционного аппарата
можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения
мышц,аритмичность снижение амплитуды движений , кратковременность
удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю
утомляемость мышц. При обследовании звукопроизношения выявляются:
смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, речь при дизартрии
имеет нарушения и просодической стороны речи. Нарушения
звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и
выразительность. Наиболее распространенным нарушением является дефект
произношения
свистящих
и
шипящих.Дети
с
дизартрией
искажают,смешивают не только артикуляционного сложные и близкие по
месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковое призвуки.
Интонационно - выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией
резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе,
ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда
назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывание
стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее
разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются
модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию
менять высоту голоса, имитируя голоса животных. Речевой выдох укорочен,
и они говорят на выдохе, речь становится захлебывающая.
Речевые особенности детей 3 – 5 лет.
1.
Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней,
правильнее, богаче.
2.
Активный и пассивный словарный запас непрерывно
увеличивается.
11

3.
Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4.
В
речи
ребенок
использует
предлоги
и
союзы,
сложноподчинённые и сложносочиненные предложения.
5.
Звуковая
сторона
речи
развивается,
совершенствуется
способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное
произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и
четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6.
Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков,
появляются слова, образованные по аналогии.
7.
Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи,
передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию
литературных произведений, передавать своими словами личные
впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что
свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8.
Речь становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая
структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые
необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 3 – 5 лет.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют
нормы речевого развития детей 3 - 5 лет.
1.
Словарный запас 2000 слов и более.
2.
Бурно развивается «словотворчество».
3.
Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4.
Активно использует в речи обобщающие слова, наречия,
прилагательные, множественную форму существительных, антонимы,
синонимы.
5.
Называет животных и их детенышей, времена года.
6.
Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает
знакомые сказки с помощью взрослых.
7.
Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и
т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8.
Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж)
звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9.
Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8
слов.
12

10.

Появляется монологическая речь.

Речевые особенности детей в норме 6-7 лет.
Произносительная сторона речи
Произносительная сторона речи детей седьмого года жизни
сформирована и нуждается лишь в некотором закреплении и уточнении.
Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха). Уровень
развития речевого слуха позволяет детям 6—7 лет:
контролировать правильность собственной речи и речи окружающих
при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции
слов, в согласовании слов в предложении;
 определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы
слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук;
заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в середине
слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с], например:
соцветие-,
 дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и
твердые звуки;
 различать лексическое значение слов-паронимов.
Речевое дыхание. У детей 6—7 лет сформировано правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют
дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с
логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им
произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по
конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый
поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового
короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным
произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются
недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации
отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие
согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления
навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л
— л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере
самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь
окружающих взрослых.


13

Словопроизношение. Детям 6—7 лет доступно произношение слов
сложной звуко-слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы,
соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от
высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр).
Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных
звуков (экскаватор, оркестрант и т. п.).
Лексический объём речи
Объем словаря детей 6—7 лет различен. Это зависит от
индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он
воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает
5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития
познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на
основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет
фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и
общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким).
Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде
всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном
окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в
магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты
живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие
характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.);
объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года.
Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий,
связанных с деятельностью человека.
Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами.
Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и
используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая,как лиса;
быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического
запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое
воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году
жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т.
п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение —
предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п.
Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
14

Грамматический строй речи
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с
развитием грамматического строя речи. Дети 6— 7 лет достаточно легко (с
помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они
осваивают практически все способы словообразования русского языка (на
уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в
самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый—
добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые
существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие
пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с
приставкой переи не путают ее с другими близкими по звучанию
приставками (при-, про).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании
существительных в родительном падеже множественного числа. При этом
они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается.
В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети
допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения
сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем?
как?), они стилистически правильно строят ответы, употребляя
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Таким образом,
дети б—7 лет на интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм
грамматики.
Развитие связной речи
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению
связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше
времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи.
Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6—7
лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная
речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грам15

матического строя. Владение разнообразными навыками связной речи
позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и
впечатления - ми, получить необходимую и интересующую информацию.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью,
которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей
и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с
правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника,
формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с
услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели,
ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в
наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание,
просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо
продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять
детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в
повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для
получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической
речи в монологи.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей
составлению монологических текстов. К 6 годам дети освоили элементарное
построение монологов повествовательного и описательного типа. Они умеют
определять главную тему высказывания и выстраивать последовательность
частей монолога-повествования (начало; средняя часть, концовка); называть
объект речи, определять и выдерживать элементарную логику перечисления
в монологах-описаниях. Возросшие возможности детей 6 лет позволяют
обучать их правилам составления элементарных контаминированных текстов
(т. е. умению комбинировать повествовательные и описательные монологи).
Особенности программы:
Программа рассчитана на индивидуальную совместную деятельность с
детьми дошкольного возраста, продолжительностью от 20 до 30 минут в
зависимости от возраста, совместная деятельность проводятся 1-3раза в
неделю.
Содержание игровых сеансов может дополняться в зависимости от
психологических особенностей детей, некоторые игры могут повторяться
несколько раз для достижения коррекционного эффекта.
16








Задачи коррекционной деятельности детей 3-7 лет 1 год обучения:
развитие речевой активности;
устранить фонетические нарушения речи;
сформировать фонематические представления
развивать лексико-грамматические категории языка;
сформировать умения связано непрерывно, логически строить
высказывание, пользоваться различными моделями предложений;
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

17

1.4.

№
1

2

РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ

Содержание общеразвивающей программы
1.4.1. Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводная
Выявление актуального уровня речевого развития
речевая
диагностика.
Психокоррекци I. Развитие
 развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образнокоммуникативной
логическое мышление, пространственное воображение), процессы
онная
составляющей
саморегуляции;
деятельность
 развитие сенсорно-перцептивную сферу, формировать коммуникативные
навыки;
 тренировка мелкой моторики рук;
 гармонизация психоэмоционального состояния;
II. Развитие
 развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия,
мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики и
познавательной
сенсорной сферы;
активности
 гармонизация психоэмоционального состояния;
 развитие воображения и зрительного восприятия.
III. Развитие
 развитие артикуляционного аппарата
правильного
 формирование правильного речевого дыхания
звукопроизноше
 постановка звуков
ния
 автоматизация навыка произношения звука
 дифференциация смешиваемых звуков
 закрепление знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.

3

Заключительна
я

Выявление динамики речевого развития

19

Календарный учебный график МАДОУ Детский сад №9 на 2019 2020 учебный год

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Неделя Количество
учебного рабочих
года
дней в
неделе
1
2
2
5
3
5
4
5
5
5
итого
6
5
7
5
8
5
9
5
10
1
итого
10
4
11
5
12
5
13
5
14
3
итого
14
2
15
5
16
5
17
5
18
5
итого
19
5
20
5

Январь
21
22
23
итого

5
5
2

периодичность: 2 раза в неделю,
время в минутах.
3-7 лет
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
Выходные, праздничные дни
20 – 30
20 – 30
20 – 30
7 занятий

20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
20 – 30
8 занятий
71 занятие

23
3
24
5
25
5
Февраль
26
2
27
2
итого
27
3
28
4
29
5
Март
30
5
31
5
итого
32
5
33
5
Апрель
34
5
35
5
итого
Май
36
4
37
3
38
5
39
5
40
3
итого
Итого на образовательный период

Объем образовательной нагрузки
Возраст, период обучения
объем 1 занятия
кол-во занятий в неделю
объем нагрузки в неделю
кол-во занятий в год
объем нагрузки в год

3-7лет (1 год обучения)
20 - 30 мин
2
1 час
71
35,5 ч
22

Расписание занятий
Наименование услуги

Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дополнительная
15.00 – 17.00 15.00 – 15.00 10.00общеобразовательная
17.00
–
12.00
программа –
17.00
дополнительная
коррекционноразвивающая
программа –
«Коррекционно развивающая работа
для детей с
нарушением речи» (1
год обучения 3 -7
года)

Перспективное тематическое планирование для детей 3-7 лет 1 год
обучения:

Сентябрь.
1.Логопедическое обследование.
2.Развитие слухового внимания(неречевые звуки).
3.Развитие артикуляционной моторики речевого аппарата.
4.Формирование фонематического слуха (различение звуков по высоте и тембру
голоса).
5.Развитие органов артикуляции их подвижности и гибкости.
6.Развитие ВПФ.
7.Пихолого – педагогическая диагностика
Октябрь.
23

1.Формирование координации артикуляционных движений, ,их силы и
точности.
2.Развитие фонематического восприятия (дифференциация речевых и
неречевых и речевых звуков).
3.Работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата.
4.Развитие фонематического восприятия (различение звуков близких по
звуковому составу).
5.Развитие фонематического восприятия (различение звуков по длительности
звучания)
6.Развитие мелкой моторики рук.
7.Развитие общей моторики .Координация речи с движением.
8.Развитие ВПФ.
Ноябрь
1.Формирование артикуляционного уклада для постановки свистящих звуков.
2.Развитие фонематического слуха(различение и дифференциация слогов).
3.Зарепление полученных навыков .Подготовительный этап для звука С.
4.Постановка звука С.
5.Автоматизация звука С изолированно, в слогах.
6.Закрепление полученных навыков.
7.Развитие ВПФ.
8.Развитие фонематического восприятия (различения слов близких по
звуковому составу).
Декабрь.
1.Автоматизация звука С изолированно в словах, слогах.
2.Автоматзация звука С в словах, словосочетаниях.
3.Автоматизация звука С в словосочетаниях и предложениях.
4.Автоматизация звука С в стихах и текстах.
5.РазвитиеВПФ.
6.Развите фонематического восприятия (различение звуков по
твердости и мягкости).
7.Развитие пространственного гнозиса.
8.Развитие графоматорных навыков.
Январь.
1.Формирование правильного артикуляционного уклада для звука З.
2.Постанова звука З.
3.Автоматизация звука З изолированно ,в слогах.
4.Автоматизация звука Зв слогах ,словосочетаниях.
5.Автомтизаци в словах и предложениях звука З.
6.Развите фонематического восприятия.
24

7.Развити графомоторных навыков.
Февраль
1.Автоматизация звука З в стихах и текстах.
2.Формирование артикуляционного уклада звука Ц.
3.Постановка звука Ц . Автоматизация в слогах, словах.
4.Автоматизация звука в предложениях ,текстах.
5.Дифференциация звуков С,З,Ц.
6.Развитие пространственного гнозиса.
7.Развите фонематического восприятия.
8.Развитие общей и мелкой моторики.
Март.
1.Подготовительный этап для постановки звук Ш.
2.Постановка Звука Ш.
3.Автоматизация звука Ш изолированно.
4.Автоматизация звука Ш в слогах ,словах.
5.Автоматизация звука Ш в словх,словосочетаниях,предложених.
6.Автоматизация звука Ш в стихах и текстах.
7.Развитие фонематического восприятия.
8.Развитие пространственного гнозиса.
Апрель.
1.Подготовительный этап звук Ж.
2.Постановка звука Ж .Автоматизация в слогах, словах.
3.автоматизация звука Ж в предложениях,стихах.
4.Дифференциация звуков С-Ш.
5.Подготовительный этап звук Р.
6.Дифференциация звуков З-Ж.
7.Постановка звука Р.
8.Автоматизация звука Р в словах, слогах.
Май.
1.Автоматизация звука Р.в словосочетаниях ,предложениях.
2.Автоматизация в стихах.
3.Подготовительный этап звук Л.
4.Постановка звука Л.Автоматизация в слогах, словах.
5.Автоматизация звука Л в словосочетаниях ,предложениях.
6.Автоматизация звука Л в предложениях.
7.Автоматизация звука Л в связанной речи.
8.Дифференциация звуков Р-Л
9.Диагностика развития речи.
25

26

Перспективное планирование индивидуальной работы при
коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Свистящая и шипящая группа звуков [c], [з], [ш], [ж], аффрикат [ц].

27

Этапы работы

1-й этап:
«Развитие
общей, речевой
моторики»
Количество
часов:
Дислалия 5-7;
Дизартрия7-14

Кол-во
часов
А. (13ч.)

Б. (13ч.)

Содержание работы

Развитие общей моторики (для
дислаликов и дизартриков):
 Ходьба
 гимнастика рук и ног
 Гимнастика туловища; комплексная
гимнастика конечностей и туловища;
Упражнения мышц плечевого пояса,
шеи и глотки.
Развитие мелких движений кистей рук и
пальцев (для дизартриков)
 «Собираем ягоды», «Пальчики
здороваются», «Пальчики моются»,
«Замочек» «Колечко», «Гармошка»,
«Бутончик»
 Разбирание по сортам семян, мозаикпо цвету;
 Складывание ладоней перед собой и
постукивание пальцами каждой пары;
Сжимание резинового кольца при
одновременномнаправлениивоздушн
ой струи на определенные цели;
 Вычерчивание фигур

Виды работы

Оборудован
ие и
материалы.

1) Выполнение
гимнастических
упражнений.
2) Игры для развития
координации и чувства
ритма.

1) Выполнение
упражнений с
родителями по
заданию логопеда.
2) Выполнение заданий в
группе под
наблюдением
логопеда.
3) Самостоятельная
работа дома.

Ножницы,тр
афареты,моз
аики,мячи,
резиновая
груша,
пластилин,с
какалка.

В. (13ч.)

 Обведение шаблонов
 Вырезание ножницами различных
фигур;
 Лепка, штриховка, рисование по
пунктиру;
 Показывание пальцев по 2 и по 3.
Развитие речевого слуха, зрительного,
слухового внимания и памяти.

29

1) Игрынаправленные на
развитие зрительного
внимания и памяти:
«Делай так» «Что
изменилось?» Чего не
стало?» «Составление
целого предмета из
частей»
«Найди фигуру по
подобию» «Кто
больше запомнит».
2) Игры направленные на
развитие слухового
внимания и памяти:
 «Угадай.чей голос?»;
 «Улиточка»
 «Улови шепот»
 «жмурки с голосом»;

Предметные
картинки;
игрушки;
дидактическ
ие игры.

 «Где позвонили?»;
 «Скажи, что звучит»
 «Лягушка».
Г.(1-3)

Развитие подвижности
артикуляционного аппарата.
1) Упражнения, направленные на
развитие подвижности губ:
 «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
 «Чашечка», «ковшик»;
 «Заборчик», «Рупор», «Трубочка»;
 «Горка», «Киска сердится»
 «Подуть через соломинку», «Шторм
в стакане»;
 Удержание бумажныхтрубочек;
 Комбинированные упражнения для
языка и нижней челюсти.
 упражнения под счет
2) Упражнения направленные на
развитие подвижности мышц языка:
 Язык широкий(«чашечка»);
 Язык узкий горкой;
 Поочередное высовывание языка
(«лопаткой», «жалом») 4-5 раз
подряд;
30

2-й этап:
«Постановка и
коррекция
звука»
Кол-во часов
Дислалия 2-5
Дизартрия 5-8

А.(13ч.)

 Поднимание и опускание языка за
верхние и нижние зубы; «Качели»;
 Втягивание и вытягивание широкого
языка;
 Удерживание языка в состоянии
покоя; упражнение в произнесении
звуков т-с;
 Прищелкивание;
 Комбинированные упражнения для
языка и нижней челюсти.
Примечания: при парезах наиболее
трудным является подъем языка;
Для дизартриков; дополнительная
гимнастика мышц зева и жевательноартикуляторных мышц.
Знакомство с артикуляцией звука.

31

1) Показ артикуляции
перед зеркалом.
2) Показ профиля
данного звука.
3) Показ положения
языка кистью руки.
4) Наглядная
демонстрация желобка
по сагиттальной линии

Зеркала
настольные,
зеркало
настенное,
профили
звуков,
шпатели;
игровой
материал.

Б. (1ч.)

В.(1ч.)

Специальные упражнения для звуков
с,сь,з,зь
1.работа над вспомогательными звуками:
* многократные удары кончика языка у
верхних десен (шепотное –с нижнего
подъема «т-т-т»),
* с присоединением голоса («д-д-д»);
* выполнение сильного
задувания,вызывающего звуки «тс-с-с».
2. Механическая помощь при постановке
звука:
* удерживание кончика языка у нижних
резцов шпателем;
Образование холодной струи воздуха
(упражнение «Ледяная горка»).
Специальные упражнения для
дизартриков(дополнительно):
 Игра «Ути».
 Массаж языка в случае бокового
32

языка.
5) Закрепление
артикуляционных
упражнений (особенно
для дизартриков).
Игры, направленные на
развитие артикуляционной
моторики:
 Игры на выработку
вибраторных
движений кончика
языка;
 Работа над силой
выдоха;
 Имитационные игры.

Полоски
бумаги,
Карандаши,
Пробирки;
Соломинки
разных
размеров
Лодочки
разных
размеров;
Воздушные
шарики.

Г.(1ч.)
Д.(1ч.)

Е.(1ч.)

произношения.
Специальные упражнения для звуков
Ш,Ж,от «Чашечка» от Р.
Коррекция звука: работа над звуком
 Точность;
 Чистотой (без вспомогательных
движений);
 Плавность (без толчков)
 Силой с напряжением)
 Темпом (от замедленного к
быстрому);
 Достижением устойчивости
полученного результата
Специальные упражнения для
дизартриков (дополнительно)
1. Работа над голосом:
Вдох и выдох через рот с
последующим прибавлением голоса;
 Произнесение гласных и их
сочетаний с изменением силы и
высоты голоса.
Работа над дыханием;
выработка плавного длительного
выхода; работа над силой выдоха.
33

Шпатели,зо
нды.

Различение теплой –
холодной воздушной струи.

3-й этап:
«автоматизаци
я
поставленного
звука в речи;
развитие
фонематическо
го восприятия,
фонематически
х
представлений
и аналитикосинтетической
деятельности»
Дислалия -5-10
Дизартрия 10-15

А.(1-4)

Работа над звуком.
1) Звук в слоге открытом;
закрытом;
в звукосочетаниях.
2) Звук в слове: в начале; в середине; в
конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

1) Произнесение слов,
слогов и предложений;
2) Работа с таблицами;
3) Работа с игровым
материалом,
картинками;
4) Чтение текстов;
5) Работа с
деформированнымтекс
том;
6) Заучивание и
проговаривание
пословиц,
чистоговорок.

Б.(1-4)

Развитие фонематического восприятия,
аналитико-синтетической деятельности
и фонематических представлений.
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

1) Поднять руку на
заранее
обусловленный
сигнал, звук, слог,
слово.
2) Запомнить со слуха и
повторить ряд слогов,
слов в определенной
последовательности.

34

Слоговые
таблицы;
Игрушки;
игры;
Игры;
Предметные
картинки;
Сюжетные
картинки;
Картинки к
загадкам и
скороговорк
ам.

В.(24ч.)

2) Формирование фонематического
анализа.

35

3) Запомнить первый
названный звук. слог,
слово,в ряду, слогов
,слов .звуков
4) Игра «Услышь свое
имя»
5) Удержание в памяти
ряды
слогов,слов,(воспроизв
едение показом
картинок).
6) Отхлопать
ритмическую
структуру слова.
1) Определить первый звук в
слоге, в слове.
2) Определить последний
звук
3) Назвать все входящие в
слово звуки.
4) Определить количество
звуков, слогов, слов
5) Назвать звуки по порядку.
6) Назвать, какой звук стоит
перед данным и после него.

Наборное
магнитное
полотно;
коробка с
разрезными
буквами,
слогами

Г. (2-4
ч.)

3) Развитие синтетической деятельности

Е.(24ч.)

Дифференциация смешиваемых звуков
(слуховая).

36

1) Составить из названных
звуков слог, слово.
2) Игра с мячом «Доскажи
словечко».
3) Составить из букв
разрезной азбуки слово.
4) Игра «Умный телефон».
1) Пересказ различных
текстов.
2) Составление
рассказов:
 По опорным словам;
 По сюжетным
картинкам;
 На заданную тему
 Придумывание сказок.
3) инсценирование
сказок.
4) Работа со сказкамифильмами.

Наборное
магнитное
полотно;
коробка с
разрезными
буквами,
слогами.
Игрушки;
сюжетные
картинки
для детей
дошкольног
о возраста;
картинки по
развитию
речи;
Настольный
театр;
Сборники
по
исправлени
ю
недостатков
произношен
ия.

4-й этап:
«автоматизаци
яИ
дифференциаци
я» звука в
самостоятельно
й речи.
Закрепление
звука в речи.
Работа над
следующим
звуком»
Количество
часов:
дислалия15.
Дизартрия 20

1) Продолжение работы над чистой и
легкостью произношения.
2) Введение звука в самостоятельную
речь.

37

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и
фонематических недостатков речи.
Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)
Этапы работы

Колво
часов

1-й этап:

А.(13ч.)

Развитие общей моторики
дислаликов и дизартриков)

Б.(1-3
ч.)

Ходьба
Гимнастика рук и ног.
Гимнастика туловища.
Комплексная
гимнастика
конечностей и туловища.
5) Упражнения мышц плечевого
пояса, шеи и глотки
Развитие мелких движений кистей
рук и пальцев (для дизартриков)

«Развитие общей и
речевой моторики»

Содержание работы

Виды работ

(для

1)
2)
3)
4)

Количество часов:
Дислалия 5-7
Дизартрия –7 - 10

1) Упражнения
«Рыбка»,
«Бинокль», «Очки», «Флажок»,
«Веер» (для пальцев);
Проба «ребро – кулак – ладонь».
2) Вычерчивание фигур.
3) Обведение шаблонов.
38

Оборудование,
материалы

1) Выполнение
гимнастических
упражнений
2) Игры на развитие
координации
и
чувства ритма

1) Выполнение
Ножницы,
упражнений
с трафареты,
воспитателями по мозаики, мячи
заданию логопеда
2) Работа
на
логопедических
занятиях
3) Самостоятельная

В.(13ч.)

4) Вырезание
ножницами
работа дома
различных фигур.
5) Разбирание по сортам семян,
мозаик – по цвету.
6) Лепка, штриховка, рисование по
пунктиру.
7) Складывание ладоней перед
собой и постукивание пальцами
каждой пары.
8) Показывание пальцев по два и по
три
9) Сжимание резиновой груши при
одновременном
направлении
воздушной
струи
на
определенные цели.
Развитие
речевого
слуха, Игры, направленные на Предметные
зрительного картинки,
зрительного, слухового внимания и развитие
внимания и памяти:
игрушки,
памяти
дидактические
1) Игры на развитие зрительного «Делай так»
игры
внимания и памяти.
«Что изменилось?»
2) Игры на развитие слухового «Чего не стало?»
внимания и памяти.
«Составление
целого
предмета из частей»
«Найди
фигурку
по
подобию»
«Кто больше запомнит,
39

2-й этап:
«Постановка и
коррекция звука»

А.(13ч.)

Знакомство с артикуляцией звука

Количество часов:
Дислалия 2 – 5
Дизартрия 5 - 8

увидит»
1) Показ артикуляции
перед зеркалом.
2) Показ
профиля
данного звука.
3) Показ положения
языка кистью руки.
4) Наглядная
демонстрация
вибрации языка.
5) Закрепление
артикуляционных
упражнений
(особенно
для
дизартриков).
6) Работа с профилями
гласных звуков (для
дизартриков).

Б.(1ч.) Специальные упражнения для звука Игры, направленные на
развитие
[р]
артикуляционной
1. Работа над вспомогательными моторики:
звуками:
- многократные удары кончика - игры на выработку
языка у верхних десен (шепотное вибраторных движений
т-т-т…);
кончика языка;
- присоединение голоса (д-д40

Зеркала
настольные,
зеркало
настенное,
профили звуков,
шпатели,
игровой
материал

Полоски бумаги,
карандаши,
соломинки
разных размеров,
лодочки разных
размеров,
воздушные
шарики

д…);
- работа над силой
- выполнение сильного выдоха, выдоха;
вызывающего дрожание языка
- имитационные игры.
(тр-р-р…)
2. Механическая помощь при
постановке звука:
- удерживание кончика языка у
верхних десен шпателем;
- вызывание дрожания кончика
языка от звуков «з-з-з…, ж-жж…, чаще д-д-д… (упражнение
«Балалайка»)
В.(1ч.) Специальные
упражнения
дизартриков (дополнительно)

для

1) Игра
в
«болтушку»
или
«индюшку»; язык высунут и на
звук [А] болтается между зубами
2) Фырканье лошадки – тип
кучерского «р»
3) Растягивание уздечки в случае
бокового произношения
Г.(1ч.) Специальные упражнения для звука
[л]:
41

Шпатели
логопедические,

Первый
способ:
межзубного [л]:

вызывание

зонды
логопедические
массажные, вата,
бинт, спирт

- «Улыбка»
- прикусывание языка посередине и
дутье на него (язык широкий);
- так же, с последующей артикуляцией
гласных без участия голоса
Второй способ: постановка звука [л] от
вспомогательных звуков [а] или [ы]:
«Качели» (для губного [л]),
«Качели»
с
одновременным
произнесением А-А-А, или Ы-Ы-Ы
Третий способ: механическая помощь
при постановке звука: прижатие
шпателем широкого языка к верхним
деснам
Д.(1ч.) Коррекция звука. Работа над:
- точностью,
- чистотой (без вспомогательных
движений),
- плавностью (без толчков),
- силой (с напряжением),
42

Игры
для
развития
физиологического
и
речевого
голоса
и
дыхания

- темпом (от замедленного к
быстрому),
достижением
устойчивости
полученного.
Е (1ч.) Специальные
упражнения
для
дизартриков (дополнительно)
1) Работа над голосом: вдох и
выдох через рот с последующим
нарастанием
силы и высоты
голоса,
2) Работа над дыханием:
выработка
плавного
длительного выдоха;
- работа над силой голоса
3– й этап:
«Автоматизация
поставленного
звука в речи;
развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений,
аналитикосинтетической
деятельности»

А.(14ч.)

Работа над звуком
1)Звук в слоге:
- открытом,
- закрытом,
звукосочетаниях
2) Звук в слове:
- в начале, в середине, в конце
- в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении
4) Звук в тексте
5) Пословицы, поговорки, стихи
6) Скороговорки
43

-

1) Произнесение слов, Слоговые
слогов и предложений
таблицы,
в
игрушки, игры,
2) Работа с таблицами
предметные
3) Работа с игровым картинки,
материалом, картинками сюжетные
картинки,
4) Чтение текстов
картинки
к
загадкам
и
5)
Работа
с
скороговоркам
деформированным
текстом

Количество часов:
Дислалия 5-10
Дизартрия 10-15

6)
Заучивание
и
проговаривание
пословиц, чистоговорок,
поговорок,
стихов
и
скороговорок
Б.(14ч.)

Развитие
фонематического
восприятия,
аналитикосинтетической
деятельности
и
фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога,
слова

44

1) Поднять руку на
заранее
обусловленный
звук, слог, слово
2) Запомнить со слуха
и повторить ряд
слогов,
слов
в
определенной
последовательности
3) Запомнить первый
названный
звук,
слог, слово в ряду
звуков, слогов, слов
4) Игра «Услышь свое
имя»
5) Удержать в памяти
ряды слогов, слов
(воспроизведение
показом картинок)
6) Отхлопать
ритмическую

структуру слова
В.(24ч.)

2) Формирование
анализа

фонематического

1) Определить первый Флажки,
звук в слоге, слове
светофоры,
конверты
2) Определить последний кружками,
звук в слове
предметные
3) Назвать все входящие в картинки
слово звуки

с

4) Определить количество
звуков
Г.(24ч.)

3)
Развитие
деятельности

семантической 1) Составь из названных Наборное
звуков слог, слово
полотно, коробка
с
разрезными
2)
Игра
с
мячом буквами, слогами
«Доскажи словечко»
3) Составь из букв
разрезной азбуки слово
4) Игра «Умный телефон»

Д(24ч.)

4)Развитие
представлений

фонематических 1) Подобрать слово на Картинный
заданный звук, слог
материал
для
автоматизации
2) Придумать слово по поставленных
количеству,
звуков, звуков; альбом
45

слогов
3) Подобрать картинки на
заданный звук
4) Преобразовать слова:
- добавить начальный или
конечный звук;
- изменить гласный или
согласный;
- назвать слово, в котором
звуки
расположены в
обратном порядке;
работать
с
использованием
схем
(вписывать
буквы
в
кружки);
разгадывать
ребусы, шарады

46

для закрепления
поставленных
звуков;
логопедическое
лото
на
автоматизацию и
дифференциацию
звуков, папки с
речевым
материалом для
автоматизации и
дифференциации
поставленных
звуков

1.5. Планируемые результаты
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
 Правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
 Четкая дифференциация всех изученных звуков;
 Знать последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
в слове;
 Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
 Овладение интонационными средствами выразительности речи в сюжетноролевой игре, пересказе, чтении стихов.
 Сформированность умения связно непрерывно, логически строить
высказывания пользоваться различными моделями предложений.
2. Организационно-педагогические условия
Педагогические условия
(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»)
Педагог дополнительного образования.
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, студии, клубного
и другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и
дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет
планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их

развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся,
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой
деятельности,
познавательного
интереса,
используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Осуществляет
координацию деятельности педагогических работников в проектировании
развивающей образовательной среды образовательного учреждения.
Оказывает методическую помощь педагогам, способствует развитию их
творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической, туристско-краеведческой,
оздоровительной, досуговой
деятельности; программы занятий кружков, студий; деятельность детских
48

коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства,
формирования основных составляющих компетентности (профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой);современные педагогические
технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками,
детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической
диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительная
профессиональная
подготовка
по
направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Организационные условия
Срок реализации Программы – 1 год.
Особенности программы: содержание коррекционной
формируется в соответствии с логопедическим заключением

49

работы

Материально-техническое обеспечение
Тип оборудования

Наименование

Количество

Оборудование:

Письменный стол
Стул детский
Песочный стол
Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой
Комплекты игрового материала
Столы детские
Стол дидактический
Шкафы для пособий
Мольберт

1 шт.
4 шт.
1 шт.;
1 шт.;
10 шт.
2шт
1шт
3шт
1шт

Технические средства:

Магнитофон
стеллажи для хранения игр
компьютер

1 шт.
1 шт.
1шт.

Настольные
дидактические игры

картотеки игр, наглядно-дидактический материал

Демонстрационная доска
Нетрадиционный
материал

10 шт.
1шт.

Ватные палочки, свечки, песок, кварцевый песок, мокрый песок, клей, тычки,
трафареты, бумажные салфетки, бусины, семена, крупы, шишки, зёрна, пайетки,
макаронные изделия, нитки шерстяные, ракушки, камушки, свечи восковые,
орехи.

На каждого
ребенка

Методическое обеспечение программы
№ п/ п

1.

Наименование образовательной
Автор, название, год издания учебного, учебноВид
программы, в том числе профессии,
методического издания и (или) наименование
образовательного и
специальности, уровень образования электронного образовательного, информационного информационного
(при наличии) (с указанием
ресурса (группы электронных образовательных,
ресурса
наименований предметов, курсов,
информационных ресурсов)
печатный/электронн
дисциплин (модулей) в соответствии
ый
с учебным планом по каждой
заявленной образовательной
программе)
Наименование образовательной
программы, в том числе профессии,
специальности, уровень образования
(при наличии): Дополнительная
общеобразовательная программа –
дополнительная коррекционная,
общеразвивающая программа
«Коррекционно- развивающая работа
для детей с нарушением речи»
Дошкольное образование

51

1.1

предметы, курсы, дисциплины
(модули):
Логопедическая диагностика

Мелкая моторика

Т.А. Ткаченко Альбом индивидуального
Печатный
обследования дошкольника. (диагностическое
пособие для логопедов, воспитателей ,родителей
ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2004г
Н.М.Трубникова Структура и содержание речевой Печатный
карты учебно-методическое пособие Уральский
Государственный педагогический Университет.
Печатный
Н.Я. Семаго М.М.Семаго «Диагностический
альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребенка
О.А. Зажигина. «Игры для развития мелкой Печатный
моторики рук с использованием нестандартного
оборудования» издательство «детство-пресс»
Печатный
О.В. Бачина. Н.Ф.Коробова. «Пальчиковая
гимнастика с предметами».издаельство Артик.
Т.А. Воробьева,О.И. Крупенчук «. Логопедические
Печатный
игры с мячом». Для детей 4-6 лет. Издательский
дом литера 2010г.

Лексико - грамматический строй
речи

Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания Печатный
для детей 5-7 лет с ОНР.3 №1,2.3.4.издательство
Гном.
52

С.И. Карпова, В.В. Мамаева.«Развитие речи и
Печатный
познавательных способностей дошкольников 6-7
лет. издательство РЕЧЬ Санкт- Петербург- Москва
2013г.
Печатный
С.И. Карпова. В.В. Мамаева « Развитие речи и
познавательных способностей дошкольников 4-5
лет» издательство РЕЧЬ Санкт- Петербург –
Москва. 2007г.
З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопеда».
Издательство «Литур» 2005г.
А.А. Гуськова «речевое развитие детей 6-7 лет на
основе пересказа.ООО «ТЦ Сфера» 2016г.
Е.В. Рындина «Познавательное развитие
дошкольников с ЗПР и ОНР» издательство
«Детство- пресс».2014г.
Игры для развития темпоритмической стороны речи,

Печатный

Печатный
Печатный

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в
Печатный
помощь логопедам и родителям» для преодоления
лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. Санкт- Петербург «ДетствоПресс» 2006г.
53

Развитие артикуляционного
аппарата.

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических
Печатный
занятий с детьми 2-3 лет» Творческий центр Сфера
Москва 2008г.
Печатный
М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в
детском саду» Творческий центр Сфера Москва
2004 г.

Звукопроизношение

З.А.Репина, А.В. Доросинская «Опосредованная
артикуляционная
гимнастика».
Для
детей
преддошкольного возраста. Екатеринбург.1999г.
Т.А.Воробьева, О.И.Крупенук. Логопедические
упражнения .Артикуляционная гимнастика для
детей 4-6 лет. издательский дом Литера.Санктпетербург.2006г.
Г.А.Османова,
Л.А.Позднякова
«Игровой
логопедический массаж и самомассаж в
коррекциии речевых нарушений. издательство
КАРО Санкт –петербург.2013г.
Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
издательство КАРО Санкт – Петербург. 2006г.
И.Н. Шевченко «Конспекты занятий по развитию
фонетико- фонематической стороны речи у
дошкольников.» Санкт – Петербург Детство54

Печатный

Печатный

Печатный

Печатный
Печатный

Пресс 2010г.
С.И.Токарева «Коррекция речевых нарушений у
детей 5-7 лет издательство «Учитель» Волгоград
2012г.
Л.А. Комарова «Автоматизация звука З в игровых
упражнениях» издательство ГНОМ.2008г.
Л.А.Комарова «Автоматизация звука Р в игровых
упражнениях» издательство ГНОМ. 2008г.
В.В. Коноваленко «Автоматизация свистящих
звуков у детей» дидактический материал. ООО
«издательство ГНОМ и Д»
3. Оценочный материал
Виды контроля

Содержание

55

Методы

Сроки
контроля

Вводный

Рекомендован следующий диагностический пакет
методик для выявления уровня речевого развития
дошкольников:
Логопедическое обследование на основе методики
Трубниковой Н.М (картинный материал альбом для
логопеда Иншакова О.Б.)

Беседы,
наблюдение,
игра

Сентябрь

Творческие и
практические
задания,
выполнение
образцов,
упражнения

В
течение
года

Диагностический материал
О.Б. Иншакова Альбом для логопеда.
Т.А.Ткаченко Альбом индивидуального
обследования дошкольника.
Н.Я. Семаго.М.М.Семаго Диагностический
альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребенка.
Н.М.Трубникова Структура речевой
карты/учебно- методическое пособие
Уральский Государственный Педагогический
университет.
Текущий

Освоение материала по темам

56

Заключительный

Рекомендован следующий диагностический пакет
методик для выявления уровня речевого развития
дошкольников:
Логопедическое обследование на основе методики
Трубниковой Н.М (картинный материал альбом для
логопеда Иншакова О.Б.)
Диагностический материал
О.Б. Иншакова Альбом для логопеда.
Т.А.Ткаченко Альбом индивидуального
обследования дошкольника.
Н.Я. Семаго.М.М.Семаго Диагностический
альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребенка.
Н.М.Трубникова Структура речевой
карты/учебно-методическое пособие
Уральский Государственный Педагогический
университет.

57

Наблюдение,
беседы, игра

Май

Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
Логопедическая диагностика. В кабинете оборудуется место для
индивидуальной работы с ребенком. На столе свободно размещаются
необходимые диагностические материалы и инструменты для свободного
выбора их детьми в ходе диагностики. Дети приглашаются индивидуально.
По ходу логопедической диагностики фиксируется:
• Выбор ребенка;
• Внешние проявления его реакции на ситуацию;
• Нарушения фонетической стороны речи;
• Нарушения общей, мелкой моторики;
• Комментарии по ходу действий;
• Игровое и речевое развитие ребенка.

Глоссарий
Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения,
опосредованная языком.
Диагностика психического развития—
обследование человека в целях определения индивидуальных
особенностей развития его психики: способностей, личностных черт,
мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д. Существенное
значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого
Коррекционная работа – это система специальных приемов и
мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков
развития личности.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих
образование звуков речи, включая голосовой аппарат,мышцы глотки, языка,
мягкого неба. Губ. Щек. И нижней челюсти, зубы.
Арт-терапия — направление в психотерапии и психологической
коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова,
под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным
творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное
состояние пациента.

Словарь активный – часть словарного состава современного языка,
которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех
сферах жизни человеческого общества.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителе
н

50600791923845777213032822352743035902146895791
2
Комар Наталья Евгеньевна
С 02.11.2022 по 02.11.2023

59


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».